ФК “Орел” сыграет с командой из Медиалиги: что это такое и почему игру могут показать по федеральному ТВ

Орловцы готовятся к поединку с командой из Медиалиги

icon 13/07/2025
icon 15:00

© Broke Boys FC

Broke Boys FC

Соперником ФК “Орел” в Кубке России станет любительская команда Broke Boys. Их последний матч проходил в “Лужниках” и собрал почти 32 тысячи зрителей. А на их канал в YouTube подписано более 150 тысяч фанатов. “Орловские новости” рассказывают, что такое медиафутбол и почему орловцы оказались в самом эпицентре крутейшего тренда отечественного футбола.

Начало

Медиафутбол возник как альтернатива профессиональному футболу, накачанному огромными деньгами, но (по мнению многих) утратившему искренность, азарт и привлекательность для зрителей. Это совпало с приходом в подростковую жизнь нового поколения, для которого “спорт номер один” выглядит камерным и скучным, а его медийное освещение - канцелярским и шаблонным.

В настоящее время в крупнейших городах России есть огромное количество молодежи, которая игнорирует привычный профессиональный спорт, но фанатеет от недавно появившихся команд “Амкал”, 2Drots и Broke Boys. Мода медленно, но верно идет в регионы,  а многие поклонники традиционного “английского” футбола с удивлением открывают для себя мир Медийной футбольной лиги.  

Обязательные черты медиафутбола - эмоции, хайп, шоу, миллионы просмотров и тысячи лайков. Качество самой игры может уходить на второй план, но и его не стоит недооценивать - оно уж точно не ниже команд профессиональной Второй лиги.

Идея выпустить на футбольное поле известных людей и собрать под это дело зрителей, конечно, уникальной не является. В прошлом было бесконечное количество выставочных матчей с участием известных артистов или ушедших на пенсию звезд футбола. Но медиафутбол - нечто иное.

Ближайшими прародителями МФЛ можно назвать спортивные реалити-шоу, в которых были настоящие футболисты, со всех сторон обвешанные видеокамерами, а зрители кроме игр могли во всех подробностях наблюдать за тренировочным процессом, человеческими отношениями внутри коллективов, конфликтами и трудностями, преодолеваемыми героями.

Так, телеканал “Россия-2” создавал команду “Спарта”, которую тренировал легендарный футболист “Спартака” Андрей Тихонов. А не менее легендарный (и ныне покойный) телекомментатор “НТВ +” Василий Уткин за свой счет финансировал любительскую команду "Эгриси", в честь которой было запущено ежедневное реалити-шоу. Еще один прародитель медиафутбола, блогер Ник Ковальчук, создал сразу две свои команды - Caramba Team и ФК “КФ”.

Все эти начинания вызывали большой интерес у любителей футбола, но свою собственную аудиторию все-таки завоевать не смогли.

Перелом наступил, когда блогеры-фиферы (поклонники известного спортивного симулятора FIFA), имевшие на YouTube-каналах огромное количество подписчиков, стали встречаться в оффлайне, проводя сначала футбольные челленджи, а затем - и матчи. Любопытно, что в реальную жизнь блогеров погнал сам интернет. Они быстро завоевали там популярность и добились спонсорских контрактов, но и исчерпание идей для видео тоже не заставило себя ждать. Новые идеи пришлось искать в реальной жизни и реальном футболе.

Как оказалось, некоторые блогеры-фиферы умели играть в футбол не только джойстиками, но и ногами. Причем, весьма недурно.

Культовой фигурой медиафутбола является Герман “El Classico” Попков. Он создал команду “Амкал” и организовал “Московский кубок селебрити”, на который свои команды заявили юмористы из “Камеди клаба”, комментаторы телеканала “Матч-ТВ” и журналисты портала “Спортс.ру”. После этого предприниматель Николай Осипов создал Медийную футбольную лигу, объединившую крутейшие блогерские команды страны.

Русский ответ на санкции

Первый розыгрыш МФЛ прошел в 2022 году, в год начала спецоперации и разрыва плотных отношений России со странами Евросоюза. Люди из профессионального футбола плакались тогда по поводу санкций и отстранения отечественных клубов от еврокубков, предрекая отечественному футболу стагнацию и деградацию. Основания для пессимизма у них, конечно, были, но их публичное нытье все равно выглядели серо и уныло.

У любителей из медиафутбола настрой был совсем другой. Они детально разобрали все скучное, что отпугивает молодежь от “спорта номер один” и внесли довольно радикальные изменения в казавшиеся незыблемыми правила игру.

В совокупности с харизмой хедлайнеров и пониманием того, как устроены современные социальные медиа, это изменило все.

Матчи МФЛ проходят в поздне-вечернее время. Билеты маркируются отметками 14 + и 16 +. В отличие от профессионального футбола, где игроки играют два тайма по 45 минут (плюс субъективно определяемое добавленное арбитром время), в медиафутболе есть два тайма по 25 минут чистого времени (по аналогии с хоккеем). За счет этого по ходу матчей игроки имеют регулярные передышки, а зрители - дополнительные шоу. Также команды имеют право брать тайм-ауты (как в баскетболе) и просить судей пересмотреть спорный эпизод на видео (в большом футболе видео-ассистенты судьи на встречу командам не идут и работают по принципу “мы - власть, а вы - го***”). Главные судьи, в свою очередь, в микрофон объясняют логику своих решений зрителям.

Еще одна яркая черта “медийки” - красный мяч. Его используют не из-за того, что поле усыпано снегом. Дело в том, что гол, забитый таким мячом, засчитывается за два. И обе команды по ходу игры имеют право задействовать красный мяч.

Вместо традиционных для футбола пенальти (ударов с 11 метров без защиты), в МФЛ использовались буллиты - аналогичный хоккейному выход на вратаря один на один. Русские не были оригинальны в такой забаве, намного раньше она появилась в США. Однако, в России организаторы пошли еще дальше и придумали буллиталити - смесь пенальти и буллитов, которая смотрится довольно оригинально.

Еще одна диковина - “офсайд Венгера”. Легендарный французский тренер лондонского “Арсенала” давно предлагал считать находящимися “вне игры” только тех атакующих игроков, тела которых целиком находятся к воротам ближе, чем защитники. В профессиональном футболе инициативу отвергли, зато Медиалига сочла правило справедливым.

Отдельно стоит отметить, что в перерывах между матчами команды участвуют в челленджах, и набранные там очки учитываются в турнирной таблице.

Любая команда может заявить до восьми футболистов-профессионалов, правда одновременно на поле могут находиться не более четырех.

Права на трансляции матчей принадлежат организатору турнира, но обычные игроки являются блогерами и тоже создают свой видеоконтент. Например, можно нацепить на себя видеокамеру, бегать по полю и самому потом публиковать получившийся контент.

Кроме того, камеры надеты на судей, а микрофоны - на тренеров. Это позволяет болельщикам слышать и видеть абсолютно все, что происходит в игре.

Получившийся формат “зашел” широкой публике, особенно - ее юной части. Каналы любых людей, причастных к медиафутболу, пользуются интересом и собирают просмотры.

К 2025 году лига стала настолько популярной, что ее финальный матч проходил на главной арене страны - в столичных “Лужниках”. А 31 715 зрителей решили посмотреть игру вживую. 

 

Миллионы, селебрити и подписчики

Исторически основной источник финансирования в медийном футболе – контракты с букмекерскими компаниям. Потеря спонсора-букмекера означает почти гарантированную гибель для медиафутбольного клуба. Но ведущие клубы сами нужны спонсорам, поэтому они более чем стабильны. 

Важно отметить, что букмекеры не принимают ставки на матчи МФЛ, поэтому, в отличие от профессионалов, скандальных историй с “договорняками” здесь нет.

Люди из профессионального футбола тоже не остаются в стороне от нового вида спорта. Такие известные футболисты, как Роман Павлюченко, Дмитрий Тарасов, Виталий Дьяков, Андрей Ещенко, Денис Глушаков, Александр Филимонов, Евгений Алдонин, Сергей Давыдов, Алексей Галисин, Антон Соснин, Георгий Тигиев, Тарас Бурлак, Сергей Самодин, Юрий Жирков, Владимир Гранат и братья Гатаговы играют, либо пробовали играть в медиафутболе.

Разумеется, там где хайп, там всегда певцы (в основном - рэперы). Поэтому (покойный) Паша Техник, Даня Милохин, Егор Шип, Олег Майями, Володя XXL, T-killah, Soda Luv, Mayot, Seemee, Молодой Платон, Эльдар Джарахов и Ваня Млечный уже внесли свой футбольный и маркетинговый вклад в раскрутку Медиалиги. Сами они, конечно, в накладе тоже не остались.

От артистов не отстают и комики - Денис Дорохов, Азамат Мусагалиев и Фил Воронин тоже играли в МФЛ. К ним в компанию затесался и участник “Дома-2” Роман Гриценко, в молодости занимавшийся футболом, но потом “повесивший бутсы на гвоздь”.

В медиа-командах были анонсированы, но пока так и не появились Андрей Аршавин, Артем Дзюба (на заглавном фото он болеет в "Лужниках" за будущих соперников "зелено-белых"), Джиган и Александр Емельяненко. Возможно, эти новости были “утками” ради набора просмотров, но в любом случае такие слухи - неотъемлемая часть шоу.

Любопытно, что летом 2022 года футболисты (тогда еще “Спартака”) Георгий Джикия и Александр Соболев вообще создали свою команду под названием “Бей Беги”. А рэпер Баста, будучи болельщиком ЦСКА, приобрел родственный армейцам клуб “СКА-Ростов”. После того, как на профессиональном уровне у него ничего особо не получилось, ростовские армейцы заявились в Медиалигу.

Такое обилие звездных людей не могло не привлекать публику. Уже в первый год существования МФЛ созданные с нуля клубы резко потеснили в гонках за подписчиками футбольные команды с вековой истории. 

Так, уже по итогам 2022 года в десятке самых популярных (по числу подписчиков во всех соцсетях) было три медиа-команды. Причем, две из них (“Амкал” и 2Drots) занимали в стране третье и четвертое места.

На фоне профессионалов медийщики тотально доминируют на YouTube, имея миллионы подписчиков. В Telegram и VK их позиции пока все же не настолько крепки.

Медиа-клубы против профессионалов

Медиакоманды проиграли клубам РПЛ 8 матчей из 10. Общий счет противостояния - 9:38. Однако, в 2023 году в товарищеской игре 2Drots победили ЦСКА со счетом 2:1, а в 2024 “Амкал” одолел “Динамо” (3:2).

Если говорить о противостояниях с профессионалами вообще, ситуация получше. Впервые медийщиков пустили участвовать в Кубке России в 2022 году. Игры показывали по федеральному спортивному телеканалу “Матч-ТВ”, и некоторые из них завершились сенсационными победами любителей. 

Так, футболисты 2Drots умудрились пройти сразу две профессиональные команды - красногорский “Зорький” и столичный “Чертаново” (имеющий свою весьма недурную академию). Параллельно “Амкал” победил “Волгу” из Твери.

А совсем недавно в Москве даже был организован турнир Media x Pro Cup. Честь профессионалов отстаивали “Динамо” и ЦСКА, а любителей - “Амкал” и “2Drots”. Обе игры с разгромным счетом выиграли клубы РПЛ.

Broke Boys

Воспитанники лучших футбольных академий страны, даже самые талантливые, не всегда становятся профессиональными спортсменами. Не вовремя полученные травмы, конкуренция с “блатными” ровесниками, проблемы с режимом и дисциплиной, а также куча других причин могут перечеркнуть едва только начавшуюся карьеру.

Означает ли это, что молодые люди должны бросить любимый вид спорта и искать новое занятие? Ответ профессионального футбола жесток и однозначен - да. Огромная конкуренция съедает большинство парней, мечтавших о спортивной славе, и это часть правил игры. 

Но медиафутбол дает всем этим людям второй шанс. Название команды Broke Boys (“поломанные парни”) говорит само за себя. Коллектив объединяет людей с футбольным образованием, а иногда и с немалым футбольным опытом.

Команда появилась недавно, но сами “броуки” уже обзавелись своей армией поклонников, а в последнем сезоне МФЛ дошли до финала турнира. Он проходил в “Лужниках”, собрал рекордную армию болельщиков и закончился победой более опытного и популярного “Амкала” со счетом 2:0. 

Но девиз “Броук Бойз” созвучен с девизом одного из домов “Игры престолов” - “нас не сломать, мы и так поломаны”.  

“Броуки” сейчас многими воспринимаются как третья сила отечественного медиафутбола. С футбольными навыками у них (по понятным причинам) все хорошо, ну а медийную составляющие отлично “тянут” блогеры и президенты клуба - Дмитрий Егоров и Райзену.

Broke Boys - финалисты четвертого и шестого сезонов МФЛ (в 2023 году проиграли решающий матч по буллиталити, в 2025 - в основное время) и победители пятого сезона (разгромили со счетом 3:0 2Drots).

“Нас не сломать, мы и так поломаны”.

Фото Broke Boys FC, источник

ФК “Орел”, разумеется, будет играть с Broke Boys по правилам большого футбола. Да и участвовать в перформансах их никто заставлять не будет. Если кто-то из игроков выдаст креатив сам, то наверняка сможет прославится в соцсетях, но насильно эмоций и шоу никто ни от кого требовать не будет.

Скорее можно ожидать креатива от орловских фанатов, которые, правда, в России и так максимально известны. 

Ждать уже осталось недолго. Игра должна состояться в период с 5 по 7 августа. При этом, медийщики сами предложили перенести игру в Орел. Поэтому не исключено, что в этом году в День города орловцев ждет что-то поинтереснее кабачных хитов Феликса Царикати.

Еще по теме:

Первым соперником ФК «Орел» в Кубке России станет команда медиалиги Broke Boys

Звезды медиалиги Broke Boys хотят провести первый кубковый матч в Орле